Аннотация на учебные программы по ФГОС для 1 – 4 классов УМК «Школа Росссии» Аннотация к рабочей программе "Русский язык" Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. «Русский язык» Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 часов. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2012 1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных, целевых установок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. 2.Цель изучения дисциплины - овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); - овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов - овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. - приобретение и систематизация знаний о языке; - овладение орфографией ; - раскрытие воспитательного потенциала русского языка; - развитие чувства языка. 3. Содержание учебного предмета «Русский язык» Наименование разделов и тем: «Наша речь», «Текст», « Предложение», «Части речи», «Звуки и буквы», «Правописание частей слова», «Разделительный Ъ», « Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол» 4.Требования к результатам освоения дисциплины – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; – выразительно читать и пересказывать текст; 5. Общая трудоемкость дисциплины В первом классе – 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели); из них 115 часов (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 часов (10 учебных недель) – урокам русского языка. Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). 6.Формы контроля Контрольные диктанты; контрольные списывания ; словарные диктанты ; диагностические работы. Аннотация к рабочей программе "Литературное чтение" Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение» Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель, так как курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте), во 2— 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Учебная рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы общего начального образования. 1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. 2.Цель изучения дисциплины -развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; развитие всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; -овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике; создание условий для потребности в самостоятельном чтении художественных и научно-познавательных произведений; -воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности. 3.Структура дисциплины Разделы программы: - Люблю природу русскую. Осень - Русские писатели. - О братьях наших меньших. - Из детских журналов. - Люблю природу русскую .Зима - Писатели – детям. - Я и мои друзья . - Люблю природу русскую. Весна. - И в шутку и в серьёз. - Литература зарубежных стран. Разделы программы: -Самое великое чудо на свете -Устное народное творчество -Великие русские писатели -Поэтическая тетрадь -Литературные сказки -Были и небылицы - Люби живое - Собирай по ягодке – наберешь кузовок - По страницам детских журналов - Литература зарубежных стран. 4.Требования к результатам освоения дисциплины - овладение функциональной грамотностью; – овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста; – овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи - определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение - распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм - приобщение к литературе как к искусству слова; – приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях . - применять различные способы чтения. 5.Общая трудоемкость дисциплины Рассчитана на 136 часов в год, из расчёта 4 часа в неделю. 6.Формы контроля Контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу «Литературного чтения» проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, тестирования, систематической проверкинавыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся. Аннотация к рабочей программе "Окружающий мир" Окружающий мир Рабочая программа курса «Окружающий мир» составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений автора А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4 классы» (2011) Цели курса Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей: развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье. Задачи курса: Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине. Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде. Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир.» 1-4 классы А.А. Плешаков, утвержденной МО РФ. 1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. 2.Цель изучения дисциплины - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. 3.Структура дисциплины - Где мы живём? - Природа - Жизнь города и села - Здоровье и безопасность - Общение - Путешествия 4.Требования к результатам освоения дисциплины 1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 5.Общая трудоемкость дисциплины На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. : 1 класс – 66 часов (33 учебные недели), 2,класс – по 68 часов (34 учебные 6.Формы контроля Проверочные работы; диагностические работы; тесты. Аннотация к рабочей программе "Математика" Рабочая программа по математике разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы В Федеральном базисном учебном плане на изучение математики в третьем классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего – 136 часов. Основное содержание обучения в программе представлено крупными блоками. В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются универсальные учебные действия, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.), выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи). Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. 2.Цель изучения дисциплины – развитие образного и логического мышления, воображения; – формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; – освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; – воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. 3.Требования к результатам освоения дисциплины Личностные: - готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета и т.д. - способность характеризовать собственные знания по предмету; - формулировать вопросы; - устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; - познавательный интерес к математической науке. Метапредметные: - способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик; устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира; - строить алгоритм поиска необходимой информации; - определять логику решения практической и учебной задач; - моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов); - планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Предметные: - освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, - геометрических фигурах; - умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, модели и схемы, таблицы, диаграммы. Общая трудоемкость дисциплины На изучение математики в каждом классе отводится 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 540 часов: в первом классе – 132 часа (33 учебные недели), во 2-4 классах – по 136 часов (34 учебные недели в каждом классе). Формы контроля Контрольные работы; тесты; математические диктанты ; диагностические работы. Аннотация к рабочей программе «Музыка» Рабочая программа разработана на основе программы по музыке для общеобразовательных учреждений (авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева и др., 2009г.) и примерной программы начального общего образования по музыке, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по музыке (2004 г.), обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников начальной школы. Музыка Рабочая программа по музыке для 1- 4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011. Цели программы: формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки; воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов; развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация). Задачи программы: развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям; понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания; освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов); изучение особенностей музыкального языка; формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей. В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4классах по 34 часа. Результаты освоения учебного предмета «Музыка» Личностные результаты: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий уважительное отношение к культуре других народов: эстетические потребности, ценности и чувства развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные результаты: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации Предметные результаты В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы: основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебнотворческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Цели: • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, к творчеству, образного мышления и творческих способностей; • освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; • овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально- творческой деятельности: хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация; • воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств учащихся, любви к родной природе, своему народу, любви к Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству. В процессе музыкальных занятий в начальной школе решаются следующие задачи: • Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; • Развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего. Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель,задачи и содержание данной программы: — метод художественного, нравственноэстетического познания музыки; - метод интонационно-стилевого постижения музыки; - метод эмоциональной драматургии; - метод концентричности организации музыкального материала; - метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении); - метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); - метод игры; - метод художественного контекста (выхода за пределы музыки). В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательного учреждения Российской Федерации на изучение музыки в 2каждом классе отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю. В соответствии с образовательной программой учреждения, учебным планом на 20142015 учебный год, на изучение предмета «Музыка» в каждом классе отведено 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю. Аннотация к рабочей программе по технологии Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Цели изучения технологии в начальной школе: Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями. Освоение продуктивной проектной деятельности. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Основные задачи курса: - духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; - развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями; - формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; - развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других; - формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности; - развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; - формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; - гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта; - развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; - формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта; - формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; - обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты; - формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места; - формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера; - формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться),аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.); - формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата; - формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами. Место курса «Технология» в учебном плане: На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе). Учебники: - Роговцева Н.И., Богдангова Н.В., Добромыслова Н.В.. Технология. Учебник. М.:Просвещение, 2012 Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Цели изучения технологии в начальной школе: приобретение личного опыта как основы обучения и познания; приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техникотехнологическими умениями и проектной деятельностью; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Основная задача предмета «Технология» - создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия, овладения приёмами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучения свойств различных материалов и правил работы с ними. Такой подход позволяет сформировать у младших школьников регулятивные универсальные действия, личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т. д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией и осваивать элементарные приёмы работы на компьютере. Основные разделы программы: «Давайте познакомимся» «Человек и земля» «Человек и вода» «Человек и воздух» «Человек и информация» Мотивация к учебной деятельности формируется более эффективно, если учащиеся видят важность результатов своего труда и труда других людей, поэтому большинство изделий, изготавливаемых ими на уроках, имеют практическое значение: подарки, украшения для класса или дома, изделия, используемые самим учеником. Основа обучения технологии по данному УМК — проектная деятельность — построена на совместной работе учащихся. Основные методы работы — групповые и парные. Пары и группы в зависимости от видов работ могут быть постоянного и смешанного состав. В 1— 3 классах ученики с помощью учителя, а в 4 классе самостоятельно распределяют роли (руководитель — исполнитель), меняются ролями в процессе работы, распределяют объем выполненных работ, подбирают инструменты и материалы, учатся высказывать свое мнение и выслушивать мнение другого человека, задавать вопросы и отвечать на них, вырабатывать согласованную позицию при обсуждении замысла проекта, плана реализации, оформления изделия, презентации готового проекта. В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ ученики приобретают навыки сотрудничества и взаимопомощи, учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон. При изучении технологии предоставляется возможность достижения учащимися следующих предметных результатов в соответствии с ФГОС. 1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 2. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. 3. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; 4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. УМК «Технология» выстроен с некоторой избыточностью изучаемого материала и числа заданий на изготовление изделий, что позволяет: осуществлять дифференцированный подход к школьникам с учётом их способностей и возможностей, использовать ресурс учебников для внеурочной деятельности. Работа в проекте дает возможность ребенку на уроке думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий. Работа над проектом — это не только выполнение изделия, но и приобретение новых знаний технологических, конструкторских, общетрудовых, художественных, знаний об окружающем мире в широком смысле этого понятия. Общая трудоемкость дисциплины Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю в каждом классе, что составляет 34 учебных часа в год. Аннотация к рабочей программе предмета «Изобразительное искусство». Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе требований к планируемым результатам освоения содержания образования, Примерной образовательной программы начальной школы, ориентирована на работу с учебником: Неменская Л. А. Изобразительное искусство. учеб. для общеобразоват. учреждений /под ред. Б.М.Неменского. - 2-изд.М.: Просвещение, 2012. –. Изобразительное искусство В основу программы «Изобразительное искусство» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы Б.М. Неменского, Л.А. Неменской и др.. Изобразительное искусство. 1-4 классы.. – М.: Просвещение, 2011. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе: — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: — изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуальногопрактического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки). Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы. Место учебного предмета в учебном плане На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год. Основы религиозных культур и светской этики Рабочая учебная программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Примерной программы «Основы религиозных культур и светской этики», 2010 г, КРИРОиПК, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, на основе федерального базисного учебного плана 2004 года, ориентирована на обучающихся 4 классов. Учебно-методический комплекс: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 кл., Просвещение, 2010. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 кл., книга для учителя, Просвещение, 2010. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 кл., рабочая тетрадь для учащихся. Просвещение, 2010. Цели, задачи изучения предмета: Цель – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи: знакомство обучающихся с основами светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 9 - 10 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и диалогу во имя социального сплочения. Курс, раскрывающий основы светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Количество учебных часов: На изучение курса выделяется 34 часа, 1 час в неделю. Формы контроля знаний, умений, навыков: Курс ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики» является безоценочным. Предусматривается, что на нескольких последних уроках обучающиеся будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения модуля. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)