Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Уважаемые родители!
С
01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные
стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные
государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное
образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с
учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда
в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей
общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам
успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые
образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления
дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с
особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в
образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это
сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная
политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных
отношений в образовании.
Инклюзивное
образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети,
независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без
инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их
особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую
специальную поддержку.
В соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные
условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными
условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания
и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МКОУ «Арчибская СОШ»
специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации
информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья на сайте создан специальный раздел «Информация об условиях обучения
инвалидов и лиц с ОВЗ».
Информация для родителей по оказанию образовательных
услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
В соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от
29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее,
основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность
образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с
ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения
образования в различных образовательных учреждениях:
• обучение совместно с другими
обучающимися,
• обучение в отдельном классе обычной
школы,
• обучение в специальной школе,
• индивидуальное обучение на дому,
• обучение в негосударственном
образовательном учреждении (организации),
Организация обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту
жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро
медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению
клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения.
Обучающие выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с
перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и
Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186. Родители
могут выбрать и обучение в форме семейного образования. Названные в статье 10
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Очно-заочная
(вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием
дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут
рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с
особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание
различных форм получения образования.
Условия для получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной
социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В
качестве основной цели в области реализации права на образование детей с
ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения
образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических
особенностей.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации
прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
• организация качественной
коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами
отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья
учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного
психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей
учащихся с ОВЗ;
• совершенствование системы кадрового
обеспечения.
Какими нормативными
правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья
гарантировано право на получение образования?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и
свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными
принципами и нормами международного права, международными договорами РФ,
Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону
№ 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и
гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам».
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Первый заместитель Министра Н. Третьяк. Нормативно - правовые документы по
введению ФГОС с ОВЗ:
1. Приказ Министерства
образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г.
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».