Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
Общая информация Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни. Составляющие функциональной грамотности: - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового. Банк заданий
- https://fg.resh.edu.ru/;
- https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
- https://sdo.edu.orb.ru/index.php.
Документы
- - Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
- - Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;
Дополнительная информация
- Памятка "Как повысить функциональную грамотность учеников"
- Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы (Методическое пособие для педагогов)
- Вебинар «Марафон по функциональной грамотности с Яндекс.Учебником
- 7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников
- Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?
- Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах
- Формирование функциональной грамотности с помощью цифровых инструментов: как это делать?
- Исследование PISA, вопросы познания и цифровые ресурсы: что мы знаем о функциональной грамотности
- Конференция «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике»
- Конференция «Формирование функциональной грамотности с использованием цифровых инструментов»
- Конференция «Формирование метапредметных умений у российских школьников на базе цифровых образовательных сервисов»
- Цикл видео с экспертами по основным типам функциональной грамотности