УТВЕРЖДАЮ Директор Вагабов А.Х. приказ №_1/22 от «_30 » 08 2022 г . МКОУ «Арчибская СОШ им.М.И.Садикова» Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 1. Общие положения 1.1 .Настоящий локальный акт «Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся» (далее - Документ) является локальным актом общеобразовательного учреждения (далее - Школа), регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся. Данный документ регулирует правила проведения промежуточной аттестации обучающихся, применение единых требований к оценке обучающихся по различным предметам. 1.2. Настоящий Документ разработан в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации", нормативно-правовыми актами, регулирующими государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9 и 11 классов, Уставом школы и регламентирует содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации обучающихся Школы. Документ принимается педагогическим советом ОУ, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. Положение утверждается руководителем школы. 1.3. Промежуточная аттестация - это любой вид аттестации обучающихся во всех классах, кроме государственной (итоговой) аттестации, проводимой в выпускных классах 2-ой и 3ей ступеней образования. 1.4. Целью аттестации являются: Обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства; Установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам учебного плана, их практических умений и навыков; Соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного стандарта; Контроль выполнения учебных программ и календарно - тематического графика изучения учебных предметов. 1.5. Промежуточная аттестация в школе подразделяется на: • Годовую аттестацию - оценку качества усвоения обучающихся всего объёма содержания учебного предмета за учебный год; • Четвертную и полугодовую аттестацию - оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (четверти, полугодия) на основании текущей аттестации; • Текущую аттестацию - оценку качества усвоения содержания компонентов какой – либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по результатам проверки (проверок). 1.6. Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ обучающихся являются: • Формы письменной проверки: ■ письменная проверка - это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое. • Формы устной проверки: ■ устная проверка - это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачет и другое. Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок. При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ обучающихся могут использоваться информационно - коммуникационные технологии. 1.7. В соответствии с Уставом Школы при промежуточной аттестации обучающихся применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах). Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом Школы. 1.8. Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является основанием для перевода в следующий класс, продолжения обучения в классах и допуска обучающихся 9-х и 11-х классов к государственной (итоговой) аттестации. Решения по данным вопросам принимаются педагогическим советом школы. 1.9. Дети-инвалиды, а также обучающиеся, обучавшиеся на дому, решением педагогического совета освобождаются от контрольных мероприятий, сопровождающих промежуточную аттестацию. Их аттестация проводится по текущим оценкам соответственно за четверть, полугодие или учебный год. 1.10. Настоящий Документ ежегодно доводится под подпись до сведения всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей и педагогических работников школы. 2. Содержание, формы и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся. 2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (триместра, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностнокоммуникативных умений, ценностных ориентаций. 2.2. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются учителем, преподающим этот предмет, и отражаются в календарно-тематических планах, рабочих вариантах программ учителя. Формы текущего контроля успеваемости - оценка устного ответа обучающегося, его самостоятельной, практической или лабораторной работы, тематического зачета, контрольной работы и др. Руководители методических объединений, заместитель руководителя Школы по УВР контролируют ход текущего контроля успеваемости обучающихся, при необходимости оказывают методическую помощь учителю в его проведении. 2.3. График проведения обязательных форм текущего контроля успеваемости обучающихся (письменных контрольных работ), представляется учителем заместителю руководителя Школы по УВР на каждую четверть (полугодие), утверждается руководителем Школы и является открытым для всех педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей). 2.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 класса в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном журнале в виде отметок по пятибалльной системе. Допускается словесная объяснительная оценка. 2.5. . При изучении факультативов, курсов по выбору и элективных курсов применяется безотметочная система оценивания. 2.6 Успеваемость всех обучающихся 2-11 классов Школы подлежит текущему контролю в виде отметок по пятибалльной системе, кроме курсов, перечисленных п.2.5. 2.7 Оценка устного ответа обучающихся при текущем контроле успеваемости выставляется в классный журнал в виде отметки по 5-балльной системе в конце урока.. 2.8. Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по 5-балльной системе. За сочинение и диктант с грамматическим заданием выставляются в классный журнал 2 отметки. 2.9. В ходе текущего контроля успеваемости педагог не может оценить работу обучающегося отметкой «2» («неудовлетворительно») при выполнении самостоятельной работы обучающего характера. 2.10. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к следующему уроку, за исключением отметок за домашнее сочинение в 5-11-х классах по русскому языку и литературе (они заносятся в классный журнал через урок после проведения сочинения). 2.11. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план. 2.10. Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 75% учебного времени, не аттестуются по итогам четверти (полугодия). Вопрос об аттестации таких, обучающихся решается в индивидуальном порядке. 2.11. От текущего контроля успеваемости освобождаются обучающиеся, получающие образование в форме семейного образования. 3. Содержание, формы и порядок проведения четвертной, полугодовой промежуточной аттестации. 3.1. Четвертная (2-9 кл.), полугодовая (10-11кл.) промежуточная аттестация обучающихся Школы проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (четверть, полугодие). 3.2. Отметка обучающегося за четверть, полугодие выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ. 3.3. Отметка выставляется при наличии 3-х и более текущих отметок за соответствующий период. Полугодовые отметки выставляются при наличии 5-ти и более текущих отметок за соответствующий период 3.4. При пропуске по уважительной причине более 75% учебного времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть, полугодие обучающийся не аттестуется. В классный журнал в соответствующей графе отметка не выставляется. 3.5. Обучающийся по данному предмету, имеет право сдать пропущенный материал учителю в каникулярное время и пройти четвертную, полугодовую аттестацию. В этом случае родители (законные представители) обучающихся в письменной форме информируют администрацию школы о желании пройти четвертную, полугодовую аттестацию не позднее, чем за неделю до начала каникул. Заместитель директора по УВР составляет график зачётных мероприятий в каникулярное время. Результаты зачётов по предмету (предметам) выставляются в классный журнал, и проводится аттестация данных обучающихся. 3.6. В первом классе в течение первого полугодия контрольные диагностические работы не проводятся. 3.7. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах четвертной, полугодовой аттестации, путём выставления отметок в дневники обучающихся. В случае неудовлетворительных результатов аттестации - в письменной форме под роспись родителей (законных) представителей обучающихся с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение хранится в личном деле обучающегося. 4. Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации. 4.1. Годовую промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 2-11 классов. Промежуточная аттестация обучающихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах. 4.2. Решением педагогического совета Школы устанавливаются форма, порядок проведения, периодичность и система оценок при промежуточной аттестации обучающихся за год не позднее 3-х месяцев до проведения годовой промежуточной аттестации. Данное решение утверждается приказом руководителя Школы и в 3-х дневный срок доводится до сведения всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей). 4.3. Годовая промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса проводится на основе контрольных диагностических работ. 4.4. Формами проведения годовой письменной аттестации во 2-11 классах являются: контрольная работа, диктант, изложение с разработкой плана его содержания, сочинение или изложение с творческим заданием, тест и др. 4.5. К устным формам годовой аттестации относятся: проверка техники чтения, защита реферата, зачет, собеседование и другие. 4.6. Требования ко времени проведения годовой аттестации: Все формы аттестации проводятся во время учебных занятий: в рамках учебного расписания. • Продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени отведенного на 1 - 2 стандартных урока. • В соответствии с периодом врабатываемости в учебный процесс и шкалой трудности отдельных предметов, а также возрастными нормами физиологического развития обучающихся, контрольное мероприятие проводится не ранее 2-го урока и не позднее 4го. 4.7. Требования к материалам для проведения годовой аттестации: • Материалы для проведения годовой аттестации готовятся членами соответствующих МО, назначаемых руководителем МО или ведущими специалистами по предмету, не работающими с обучающимися (группой, классом), у которых будут проводиться испытания. • Содержание письменных работ, тем для сочинений (изложений) и устных собеседований должно соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта, учебной программы, годовому тематическому планированию учителя - предметника. • Материалы проходят экспертизу качества и последующую корректировку. Количество вариантов работ в одном классе определяется разработчиком материалов самостоятельно. Общее количество вариантов для проведения аттестационного мероприятия должно соответствовать общему количеству классов, в которых проводится годовая аттестация. Материалы сдаются на хранение директору Школы не позднее, чем за 2 недели до начала аттестации. • Изменения в содержании материалов для аттестации вносятся по приказу директора Школы при наличии решения МО, содержащего развернутое обоснование или указание причин внесения изменений. Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации обучающихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования и статусом Школы, согласовываются с методическим объединением учителей по предмету, утверждаются приказом руководителя Школы. 4.8. От годовой промежуточной аттестации на основании справок из медицинских учреждений освобождаются дети-инвалиды, а также обучающиеся индивидуально (на дому) при условии, что они успевают по всем предметам. 4.9. На основании решения педагогического совета Школы могут быть освобождены от годовой аттестации обучающиеся: • имеющие отличные отметки за год по всем предметам, изучаемым в данном учебном году по решению педагогического совета; • призеры районных, областных, региональных предметных олимпиад и конкурсов; • по состоянию здоровья: заболевшие в период экзаменов, могут быть освобождены на основании справки из медицинского учреждения; • в связи с пребыванием в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; в связи с нахождением в лечебнопрофилактических учреждениях более 4-х месяцев. 4.10. Список обучающихся, освобожденных от годовой аттестации утверждается приказом руководителя Школы. 4.11. В соответствии с решением педагогического совета Учреждения отдельным обучающимся письменные контрольные работы могут быть заменены на устные формы. 4.12. Расписание проведения годовой промежуточной аттестации доводится до сведения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее чем за две недели до начала аттестации. 4.13. К промежуточной годовой аттестации допускаются все обучающиеся 2-11 классов. 4.14. В качестве годовой отметки успеваемости обучающимся 2-11-х классов выводится четвертные (полугодовые). Отметки располагаются в порядке убывания их бальных значений независимо от того, каким именно четвертям (полугодиям) учебного года они соответствуют: отметка «отлично» (5 баллов), если в течение учебного года обучающемуся были выставлены следующие четвертные отметки: {«5»; «5»; «5»; «5»}, {«5»; «5»; «5»; «4»} или {«5»; «5»; «4»; «4»}; отметка «хорошо» (4 балла), если в течение учебного года обучающемуся были выставлены следующие четвертные отметки: {«5»; «5»; «5»; «3»}, { « 5 »; « 5 »;« 4 »;« 3 »}, {« 5 »;« 5 »;« 3 »;« 3 »},{«5»; «4»;«4»;«4»}, {«5»;«4»; «4»; «3»},{«5»; «4»;«3»;«3»}, {«4»;«4»;«4»;«4»},{«4»; «4»; «4»; «3»} или {«4»; «4»; «3»; «3»}; отметка «удовлетворительно» (3 балла), если в течение учебного года обучающемуся были выставлены следующие четвертные отметки: {«5»; «5»; «5»; «2»},{«5»; «5»; «4»; «2»},{«5»; «5»;«3»;«2»},{«5»;«4»;«3»;«2»}, {«5»;«3»;«3»;«3»},{«5» «3»;«3»;«2»},{«4»;«4»;«4»;«2»},{«4»;«4»;«3»;«2»} или {«4»; «3»; «3»; «2»}; {«3»; «3»; «3»; «2»}; {«2»; «2»; «3»; «3»}; отметка «неудовлетворительно» (2 балла) — во всех остальных случаях (при любом ином сочетании четвертных отметок успеваемости ). 4.15. В качестве годовой отметки успеваемости обучающимся 10-х классов выводится: отметка «отлично» (5 баллов), если в течение учебного года обучающемуся были выставлены следующие полугодовые отметки: {«5»; «5»} или {«5»; «4»}; отметка «хорошо» (4 балла), если в течение учебного года обучающемуся были выставлены следующие полугодовые отметки: {«5»; «3»}, {«4»; «4»} или {«4»; «3»}; отметка «удовлетворительно» (3 балла), если в течение учебного года обучающемуся были выставлены следующие полугодовые отметки: {«3»; «3»}; {«2»; «3»} отметка «неудовлетворительно» (2 балла) — во всех остальных случаях (при любом ином сочетании полугодовых отметок успеваемости). 4.16. Итоги годовой промежуточной аттестации обучающихся отражаются в классных журналах в разделах тех учебных предметов, по которым она проводилась. 4.17. Годовые отметки по учебным предметам (с учетом результатов годовой промежуточной аттестации) за текущий учебный год должны быть выставлены до 25 мая во 2-4, 9,11 классах, до 30 мая в 5-8, 10 классах. 4.18. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах годовой аттестации, путём выставления отметок в дневники обучающихся. В случае неудовлетворительных результатов аттестации - в письменной форме под роспись родителей (законных) представителей обучающихся с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение хранится в личном деле обучающегося. 4.19. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются в соответствии с решением педагогического совета Школы основанием для перевода обучающегося в следующий класс, для допуска к государственной (итоговой) аттестации. 4.20. Письменные работы обучающихся по результатам годовой промежуточной аттестации хранятся в делах Школы в течение следующего учебного года. 4.21. Заявления обучающихся и их родителей, не согласных с результатами годовой промежуточной аттестации или годовой отметкой по учебному предмету, рассматриваются в установленном порядке конфликтной комиссией Школы. 4.23. Итоги годовой промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений учителей и педагогического совета Школы. 5. Права и обязанности участников процесса промежуточной аттестации. 5.1. Участниками процесса аттестации считаются: обучающиеся и учитель, преподающий предмет в классе, руководители Школы. Права обучающегося представляют его родители (законные представители). 5.2. Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, имеет право: проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки школьников требованиям государственного образовательного стандарта; давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным представителям) по методике освоения минимальных требований к уровню подготовки по предмету. 5.3. Учитель в ходе аттестации не имеет права: использовать содержание предмета, не предусмотренное учебными программами при разработке материалов для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся за текущий учебный год; использовать методы и формы, не апробированные или не обоснованные в научном и практическом плане, без разрешения руководителя Школы; оказывать давление на обучающихся, проявлять к ним недоброжелательное, некорректное отношение. 5.4. Классный руководитель обязан проинформировать родителей (законных представителей) через дневники обучающихся класса, родительские собрания, индивидуальные собеседования о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации за год их ребенка. В случае неудовлетворительной аттестации обучающегося по итогам учебного года письменно уведомить его родителей (законных представителей) о решении педагогического совета Школы, а также о сроках и формах ликвидации задолженности. Уведомление с подписью родителей (законных представителей) передается руководителю Школы. 5.5. Обучающиеся имеют право: • проходить все формы промежуточной аттестации за текущий учебный год в порядке, установленном Школой; • 5.6. Обучающийся обязан выполнять требования, определенные настоящим Документом. 5.7. Родители (законные представители) ребенка имеют право: • знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими их порядок, критериями оценивания; • обжаловать результаты промежуточной аттестации их ребенка в случае нарушения Школой процедуры аттестации. 5.8. Родители (законные представители) обязаны: • соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося; • вести контроль текущей успеваемости своего ребенка, результатов его промежуточной аттестации; • оказать содействие своему ребенку по ликвидации академической задолженности в течение учебного года в случае перевода ребенка в следующий класс условно. 5.9. Школа определяет нормативную базу проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, их порядок, периодичность, формы, методы в рамках своей компетенции. 5.10. Заявления обучающихся и их родителей, не согласных с результатами промежуточной аттестации или с итоговой отметкой по учебному предмету, рассматриваются в установленном порядке конфликтной комиссией образовательного учреждения. Для пересмотра, на основании письменного заявления родителей, приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. 6. Оформление документации общеобразовательного учреждения по итогам промежуточной аттестации обучающихся 6.1. Итоги промежуточной аттестации обучающегося отражаются в классных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась. Итоговые отметки по учебным предметам с учетом результатов промежуточной аттестации за текущий учебный год должны быть выставлены до 25 мая. 6.2. Родителям (законным представителям) обучающегося должно быть своевременно вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных им в ходе промежуточной аттестации, и решение педагогического совета о повторном обучении в данном классе или условном переводе обучающегося в следующий класс. Копия этого сообщения с подписью родителей хранится в личном деле обучающегося. 6.3. Письменные работы и протоколы устных ответов обучающихся в ходе промежуточной аттестации хранятся в делах общеобразовательного учреждения в течение одного года. 7. Обязанности администрации общеобразовательного учреждения в период подготовки, проведения и после завершения промежуточной аттестации обучающихся. 7.1. В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся администрация школы: • организует обсуждение на заседании педагогического совета вопросов о порядке и формах проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе отметок по ее результатам; • доводит до сведения всех участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым организуется промежуточная аттестация обучающихся, а также формы ее проведения; • формирует состав аттестационных комиссий по учебным предметам; • организует экспертизу аттестационного материала; • организует необходимую консультативную помощь обучающимся при их подготовке к промежуточной аттестации. 7.2. После завершения промежуточной аттестации администрация школы организует обсуждение ее итогов на заседаниях методических объединений и педагогического совета.